Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста: предметы, игры

Почему важно развивать мелкую моторику

Мелкая моторика жизненно важна для выполнения повседневных действий, таких как застегивание рубашки, чистка зубов, использование посуды для еды, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, резка ножницами и письмо. Став взрослыми, мы так часто используем мелкую моторику в повседневной жизни, что даже не осознаем, что задача, которую мы выполняем, требует определенного набора навыков и использования определенных мышц. Вот почему важно развивать мелкую моторику! Если маленький ребенок не может выполнять эти повседневные задачи, это может повлиять на его уверенность в себе, способность развивать навыки самообслуживания и независимости, а также на его успеваемость.

Развитие мелкой моторики рук у детей включает в себя такие действия, как:

  • хватание;
  • удержание;
  • надавливание;
  • использование пинцетного захвата (удерживание чего-либо между указательным и большим пальцами).

Для ребенка раннего возраста это довольно сложный навык – его нужно тренировать.

Упражнения на развитие моторики рук и пальцев

Эффективность гимнастики для развития мелкой моторики зависит от соблюдения следующих правил:

  1. Упражнения нужно выполнять ежедневно, постепенно увеличивая длительность занятий.
  2. Для восстановления моторных навыков и при занятии с ребенком необходимо сначала показать технику выполнения упражнения в медленном темпе, затем повторить движения совместно, после попросить взрослого или ребенка выполнить задание самостоятельно.
  3. Выполнять упражнения сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
  4. Расслаблять руки после каждого упражнения.
  5. Соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями.

Для детей

Комплекс упражнений для детей от 0 до 2 лет.Упражнение 1. «Здравствуй, пальчик»

  1. Поочередно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу, сопровождая движения присказкой: «Здравствуй, пальчик дорогой, вот и встретились с тобой».
  2. Попросить ребенка повторить движение.

Упражнение 2. «Сильные пальчики»

  1. Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое.
  2. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Упражнение 3. «Прятки»

  1. Подняв ладонь, растопырьте все пальцы, сопровождая действие присказкой: «В прятки пальчики игра-ют-ся, откры-ва-ют-ся».
  2. Соедините пальцы и сожмите их в кулак, произнеся «Закры-ва-ют-ся».

Упражнения для детей от 2 лет и старше.Упражнение 1. «Комочек»

  1. Дать ребенку лист бумаги.
  2. Попросить его скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

Упражнение 2. «Счетные палочки»

  1. Разложите счетные палочки перед ребенком (можно использовать трубочки для коктейлей, разрезав их пополам).
  2. Попросить ребенка переложить палочки на другое место двумя одноименными пальцами левой и правой руки. Игру можно сопровождать расчетом количества палочек.

Упражнение 3. «Рыбалка»

  1. Налейте в миску воду и поместите в нее плавающие игрушки или предметы: бусы, веточки, пробки, крышки или скатанные шарики из фольги.
  2. Попросить ребенка ложкой или пальчиками достать любой предмет сначала ведущей рукой, затем противоположной.

В ежедневный комплекс необходимо включить перекатывание мячика между ладоней, массаж ладоней и пальчиков, распознавание предметов на ощупь.

Для взрослых

Комплекс упражнений на развитие моторики для взрослых:

  1. «Колечко». В быстром темпе большим пальцем поочередно дотронуться до подушечек других пальцев. Сделать движение в обратную сторону.
  2. Поднимание пальца. Расположить ладони на твердой поверхности. По очереди, не спеша, поднимать каждый палец вверх, оставляя ладонь на поверхности.
  3. Сжимать и разжимать ладонь в кулак.
  4. «Ванна» из крупы или камешков. Насыпать в глубокую миску крупу или камушки. Погрузить ладони в «ванну» и перебирать пальцами содержимое.
  5. «Паучок». Положить ладони на стол, растопырив пальцы. Не отрывая ладони, собрать пальцы в кулак, затем резко выпрямить. С помощью этих движений необходимо переместить ладони на край стола.

Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»

Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»

Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, необходимо делать с раннего возраста ребёнка. Малыш самостоятельно не сможет правильно брать ложку, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, рисовать и писать карандашами. Этому нужно учить! Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, представлены в виде игр. Расскажем упражнения, которые выполняются с помощью различных пособий.

1. Сделайте «дорожки» из ниток, у вас получатся мягкие дорожки, из фольги — шершавые дорожки, из бумаги — гладкие дорожки. Их можно использовать для массажа рук ребёнка или для игр с пальчиками, сопровождаемые стихотворным текстом.

Например: «Человек по дорожке мягкой (гладкой или шершавой) идет, громко песенки поет. На ноге стоит, в сторону глядит». Во время проговаривания текста пальцы «шагают» по дорожке. Делайте упражнение каждой рукой ребёнка по очереди, а потом двумя руками одновременно.

2. Возьмите шершавые перчатки, мочалки, губки, щетки. Они продаются в аптеках и хозяйственных магазинах. Делайте ими массаж рук ребёнка для улучшения кровообращения и нормализации мышечного тонуса.

3. Заготовьте еловые или сосновые шишки. Их можно сжимать и перекатывать в руках, перекидывать из руки в руку, делать массаж рук.

4. Подготовьте резиновые мячи: маленькие, средние, большие. Мячи могут быть гладким, а могут быть с шипами различного размера и разного диаметра. Цвета мячей лучше выбрать разные: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые и другие. В речевых играх с помощью мяча ребёнок дает правильный ответ. В играх с мячом отлично развивается ловкость.

5. В этом упражнении вам понадобятся емкости для сухого бассейна. Насыпьте в них горох, фасоль или любую крупу: гречиху, рис, перловку. Можно вместе с ребёнком перебирать материал, пересыпать из одной руки в другую, ложкой перекладывать в другую емкость. В сухой бассейн спрячьте мелкие игрушки и ищите их. С помощью таких игр замечательно развиваются тактильные ощущения.

6. Пробки от пластиковых бутылок — прекрасный материал для творческих поделок с ребёнком. Из пробок можно сделать мозаику или проделать в них дырку и нанизывать на нить.

7. Устраивайте с ребёнком соревнования: кто сможет больше пробок удержать в руке, тот и победитель.

8. Увлекательная игра «Ходунки». Перед ребёнком выставляется шахматная доска. Малыш указательный и средний пальцы рук ставит в основание пробок и передвигает пробки по шахматной доске под ритм стихотворения: «По доске я шагаю, весело и дружно пальчиками передвигаю». Второй вариант этой игры: все пальцы ребёнка поставьте в пробки, и пусть малыш поочередно переставляет каждый палец.

9. В каждом доме имеются пуговицы. Пуговицы нужно разложить по размеру, форме и цвету. Нарисуйте машинку или цветок, и пусть ребёнок выкладывает пуговицами контур картинки. Таким образом, малыш будет тренировать правильный захват предмета тремя пальцами, который необходим для письма. В ходе игры закрепляйте названия цветов пуговиц. Учите ребёнка пришивать пуговицы. Очень полезно, если малыш будет проговаривать каждое свое движение.

10. Природные материалы: засушенные листья и цветы, прутики, желуди, шишки используйте для аппликаций.

11. Бусинки можно собрать в отдельную коробочку или разложить по цветам. Нанизывание бусин на веревку — прекрасное занятие для развития тонких движений пальцев рук.

Девочкам очень понравится заниматься с бусинками, ведь помимо развития мелкой моторики в данной игре можно развивать эстетическое восприятие. В настоящее время в магазинах большой выбор бусин: больших и маленьких, прозрачных, цветных и блестящих. Сделайте украшения для мамы и бабушки, порадуйте папу поделкой из бусин, украшайте бусинами карандаши и ручки.

12. Трафареты из картона для вышивания, с проколотыми дырочками, с пластмассовой иглой — прекрасное пособие для развития точных движений пальцев рук. Детям старшего возраста можно купить готовые наборы с контурным рисунком.

13. Мозаика должна быть у каждого ребёнка. С малышами можно выкладывать узоры, фигуры, небольшие сюжеты. С детьми старшего возраста мозаика подходит как пособие для закрепления образа букв, цифр.

14. Ведерки, домики, доски с вырезами станут прекрасным пособием для развития мелкой моторики детей раннего возраста, также развивается зрительное восприятие.

15. Трафареты для развития графических навыков пользуются спросом у детей в подготовительных группах детского сада или в школе. Детям младшего возраста можно предложить трафареты с контурами фруктов, ягод, овощей, транспорта, животных. Ребёнок должен обвести очертание предмета и его назвать. Данным упражнение дополнительно обогащается и расширяется словарь ребёнка.

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Как помочь развить крупную моторику?

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Катание на велосипеде для развития крупной моторики

Как еще помочь ребенку развить моторику

Кроме упражнений существуют различные способы развития моторики у детей, которые сделают ежедневные занятия интересными и веселыми.

Игры

Игровые занятия идеально подойдут детям до 3 лет. Подобные игры помогают развить не только мелкую моторику и координацию движений, но и речь малыша. В программу занятий для детей от 0 до 2 лет можно включить классические игровые упражнения, по типу «Ладушки», «Сорока-белобока». В 2-3 года можно ввести в комплекс усложненные игры. Далее следует отдать предпочтение интеллектуальным играм: пальчиковый лабиринт, домино, аппликации, оригами и вырезание различных фигурок.

Игрушки

Сегодня можно встретить большое разнообразие игрушек для развития мелкой моторики. Варианты для полезного досуга:

  • Бизиборд — деревянная доска, на которой закреплены различные элементы;
  • Книжки-игрушки — книга с различными практическими заданиями;
  • Сортеры — игрушки, предлагающие ребенку рассортировать персонажей, животных или детали;
  • Гриб-винт и другие винтовые конструкции;
  • Развивающие коврики;
  • Пальчиковые раскраски;
  • Конструкторы, пазлы, мозаики.

К слову, для развития мелкой моторики подойдут различные игрушки, которые ребенок будет с интересом ощупывать, осматривать и познавать.

Лепка

Самый известный, простой и бюджетный вариант для развития мелкой моторики — лепка или рисование из пластилина. Отличной альтернативой пластилину может стать полимерная глина, кинетический песок или специальные массы для моделирования. Занятия лепкой нужно вводить с 3 лет и в целях безопасности проводить их в сопровождении взрослых.

Рекомендации для родителей

1. Упраж­не­ния по раз­ви­тию мел­кой мото­рики про­во­дятся в ком­плексе, начи­ная с пер­вых меся­цев жизни ребёнка.

2. В ком­плекс упраж­не­ний ста­рай­тесь вклю­чать зада­ния на сжа­тие, рас­слаб­ле­ние и рас­тя­же­ние кистей малыша.

3. Начи­найте или закан­чи­вайте заня­тия сеан­сом мас­сажа кистей рук.

4. Про­во­дите работу по раз­ви­тию мел­кой мото­рики регу­лярно, в соот­вет­ствии с воз­рас­том и учё­том уровня физи­че­ского раз­ви­тия малыша.

5. Сна­чала все дви­же­ния взрос­лый выпол­няет руками малыша, а по мере осво­е­ния ребё­нок начи­нает делать их самостоятельно.

6. Вни­ма­тельно сле­дите за тем, чтобы упраж­не­ния выпол­ня­лись ребён­ком пра­вильно. Если малыш затруд­ня­ется с выпол­не­нием какого-либо зада­ния, сразу помо­гите ему: зафик­си­ро­вать нуж­ное поло­же­ние паль­цев и т. п.

7. Чере­дуйте новые и ста­рые игры и упраж­не­ния. После осво­е­ния ребён­ком про­стых дви­га­тель­ных навы­ков пере­хо­дите к осво­е­нию более сложных.

8. Выпол­няйте опре­де­лён­ные дви­же­ния одно­вре­менно с про­слу­ши­ва­нием (а затем и с про­го­ва­ри­ва­нием ребён­ком) стихотворения.

9. Поощ­ряйте твор­че­скую актив­ность ребёнка, пусть он сам при­ду­мы­вает какие-нибудь упражнения.

10. Про­во­дите заня­тия эмо­ци­о­нально, активно, хва­лите малыша за успехи, но не забы­вайте при этом сле­дить за его настро­е­нием и физи­че­ским состоянием.

Развивающие игры для мелкой моторики

Некоторые достаточно простые занятия помогают развивать координацию движений, мелкую моторику в игровой форме. Их можно постепенно вводить в повседневную деятельность у детей раннего возраста. Первое время нужна будет помощь родителей, затем малыши могут уже справляться сами.

Эти игры и занятия учитывают возрастные особенности развития мелкой моторики у детей 2-3 или 3-4 лет.

Развитие мелкой моторики рук у детей с помощью пластилина

Разнообразные игры со старыми добрыми и любимыми материалами, такими как пластилин, — отличный способ, которым мы развиваем мелкую моторику.

Кроме того, он развивает у детей желание экспериментировать, стимулирует формирование творческих способностей и фантазию. Чтобы сделать занятия еще более интересными, вы можете сначала приготовить домашний пластилин или мастику вместе с ребенком, прежде чем он будет с ним играть.

img2

Головоломки для детей раннего возраста

Для помощи в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет решайте вместе простые головоломки. Подбирая и перемещая кусочки пазла на место, вы развиваете пальцевой захват. Помогать малышам решать головоломки иногда может быть сложно, они могут быть нетерпеливыми и легко сдаются, теряют кусочки или кладут их в рот. Но если вы будете придерживаться последовательных действий, награда того стоит. По мере возможности вовлекайте ребенка и поощряйте его разгадывать сначала простые головоломки, а затем постепенно усложняйте их. Это улучшит их зрительные навыки, координацию, помогает развитию речи ребенка через мелкую моторику. А улыбка и чувство удовлетворения, которые ваш ребенок получит от решения головоломки, доставит огромное удовольствие родителям.

img3

Рисование, раскраска и роспись

Поощряйте ребенка 3-4 лет рисовать и раскрашивать. Это помогает не только их мелкой моторике, но также развивает творческие способности и воображению. Попробуйте разные виды рисования и разные среды, такие как:

  • мелки,
  • мел,
  • пальчиковые краски,
  • кисть или уголь,

чтобы вызвать у них интерес и укрепить зрительно-моторную координацию. Рисование помогает детям научиться держать кисть и лучше управлять вещами в руках, включая карандаши и другие предметы, поможет развитию речи ребенка через мелкую моторику. Рисунок по номерам может быть отличной формой рисования кистью для детей постарше.

Использование кухонных щипцов или пинцета

Еще один вариант – придумать игру для детей с помощью пары маленьких кухонных щипцов или пинцета. Ими можно собрать в миску какие-нибудь мелкие предметы вроде шариков, винограда, макарон и пуговиц, монет.

Резка ножницами

Использование ножниц — отличный способ развивать мелкую моторику пальцев, а также улучшить зрительно-моторную координацию и концентрацию. Вы можете рисовать фигуры, чтобы ваш ребенок мог их вырезать. Сделайте снежинки из бумаги, вырезайте различные формы – от простых до сложных. Убедитесь, что вы используете ножницы, соответствующие возрасту.

icon-2

Игра во время приема ванны

Еще один вариант как развить моторику рук – игры во время купания. Используйте чашки, стаканчики для наполнения и выливания воды, губки или скрипучие резиновые игрушки для сжатия. Можно использовать игрушки на присосках, которые можно крепить к кафельной плитке или краям ванны.

img4

Игра с песком

С песком можно придумать массу развивающих игр для мелкой моторики. Использование чашек, формочек, баночек для наполнения, разлива и изготовления песочных фигурок — это фантастическое развлечение, оно также способствует развитию сенсорных способностей.

Зачерпните песок и выкопайте его ложками. Используйте формочки. Рисуйте картинки и стройте башни. Если вы дома, кинетический песок — отличная альтернатива уличным развлечениям.

LEGO и другие строительные блоки и кубики

Составляйте, соединяйте и стройте вещи вместе с блоками и LEGO – это отличный способ развивать мелкую моторику пальцев. Постройки из крупного конструктора поощряют мелкие толкающие и тянущие движения. LEGO также отлично подходит для развития творческих способностей.

img5

Конструирование с помощью LEGO — это эффективный способ работать и развивать мелкую моторику вашего ребенка. Когда дети будут строить и даже собирать детали LEGO, они будут укреплять мышцы рук и улучшать координацию, это поможет им улучшить другие навыки, например, научиться держать карандаш и научиться писать. Другие навыки, которым дети могут научиться, играя с LEGO, включают настойчивость, чувство выполненного долга и улучшенная способность решать головоломки.

Игры с помощью пипетки

Вода и красители — отличное раннее развитие мелкой моторики у детей. Налейте воды в несколько стаканов, добавьте несколько капель пищевого красителя в каждый стакан, чтобы была вода разного цвета. Возьмите пару пустых мисок и стаканов, а дети могут использовать пипетку, чтобы поэкспериментировать со смешиванием воды разного цвета.

img6

Как ребёнок, играя с пальчиками, развивает речь?

Как ребёнок, играя с пальчиками, развивает речь?

Ребёнок в дошкольном возрасте видит, слушает, чувствует и так познает мир. Ребёнок стремится все потрогать руками, внимательно рассмотреть, попробовать на вкус. Ребёнок не будет сидеть на месте, и если ему вещь понравилась, он всеми силами станет добиваться того, чтобы взять нужный ему предмет в руки. Пальчики маленького непоседы так и тянутся ко всему красочному и неизведанному.

Родителям порой непросто успеть за своим ребёнком. Малыш с каждым днем открывает для себя новое и удивительное, а главное ребёнок должен все ощутить руками.

Каким образом развивается речь, когда ребёнок занимается упражнениями и играми с пальчиками?

  • Рука ребёнка является помощником в развитии речи, так как на кончиках пальцев есть чувствительные точки, которые передают сигнал в зоны речи в головном мозге.
  • Совместная игра ребёнка и взрослого с пальчиками учат малыша подражать взрослому, внимательно слушать и понимать речь.
  • Упражнения, которые сопровождаются речью, тренируют произношение звуков. Речь становится яркой, ритмичной и выразительной.
  • Во время упражнений ребёнок должен запомнить движения, определенные положения пальцев рук, тем самым развивается память и внимание малыша. Ребёнок может с помощью рук рассказывать стихи, сказки, истории.
Источники

  • https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  • https://rsport.ria.ru/20220822/motorika-1811331047.html
  • https://MedAboutMe.ru/articles/20_luchshikh_uprazhneniy_i_igr_dlya_razvitiya_palchikov_rebenka/
  • https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html
  • https://www.Huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/razvitiye-melkoy-i-krupnoy-motoriki-u-rebenka
  • https://azbyka.ru/deti/pervije-shagi-razvivaem-melkuyu-motoriku-u-malyshej-irina-ermakova
  • https://kcsonsg.mszn27.ru/node/67299

[свернуть]