Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста: предметы, игры
Почему важно развивать мелкую моторику
Мелкая моторика жизненно важна для выполнения повседневных действий, таких как застегивание рубашки, чистка зубов, использование посуды для еды, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, резка ножницами и письмо. Став взрослыми, мы так часто используем мелкую моторику в повседневной жизни, что даже не осознаем, что задача, которую мы выполняем, требует определенного набора навыков и использования определенных мышц. Вот почему важно развивать мелкую моторику! Если маленький ребенок не может выполнять эти повседневные задачи, это может повлиять на его уверенность в себе, способность развивать навыки самообслуживания и независимости, а также на его успеваемость.
Развитие мелкой моторики рук у детей включает в себя такие действия, как:
- хватание;
- удержание;
- надавливание;
- использование пинцетного захвата (удерживание чего-либо между указательным и большим пальцами).
Для ребенка раннего возраста это довольно сложный навык – его нужно тренировать.
Упражнения на развитие моторики рук и пальцев
Эффективность гимнастики для развития мелкой моторики зависит от соблюдения следующих правил:
- Упражнения нужно выполнять ежедневно, постепенно увеличивая длительность занятий.
- Для восстановления моторных навыков и при занятии с ребенком необходимо сначала показать технику выполнения упражнения в медленном темпе, затем повторить движения совместно, после попросить взрослого или ребенка выполнить задание самостоятельно.
- Выполнять упражнения сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
- Расслаблять руки после каждого упражнения.
- Соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями.
Для детей
Комплекс упражнений для детей от 0 до 2 лет.Упражнение 1. «Здравствуй, пальчик»
- Поочередно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу, сопровождая движения присказкой: «Здравствуй, пальчик дорогой, вот и встретились с тобой».
- Попросить ребенка повторить движение.
Упражнение 2. «Сильные пальчики»
- Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое.
- Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.
Упражнение 3. «Прятки»
- Подняв ладонь, растопырьте все пальцы, сопровождая действие присказкой: «В прятки пальчики игра-ют-ся, откры-ва-ют-ся».
- Соедините пальцы и сожмите их в кулак, произнеся «Закры-ва-ют-ся».
Упражнения для детей от 2 лет и старше.Упражнение 1. «Комочек»
- Дать ребенку лист бумаги.
- Попросить его скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
Упражнение 2. «Счетные палочки»
- Разложите счетные палочки перед ребенком (можно использовать трубочки для коктейлей, разрезав их пополам).
- Попросить ребенка переложить палочки на другое место двумя одноименными пальцами левой и правой руки. Игру можно сопровождать расчетом количества палочек.
Упражнение 3. «Рыбалка»
- Налейте в миску воду и поместите в нее плавающие игрушки или предметы: бусы, веточки, пробки, крышки или скатанные шарики из фольги.
- Попросить ребенка ложкой или пальчиками достать любой предмет сначала ведущей рукой, затем противоположной.
В ежедневный комплекс необходимо включить перекатывание мячика между ладоней, массаж ладоней и пальчиков, распознавание предметов на ощупь.
Для взрослых
Комплекс упражнений на развитие моторики для взрослых:
- «Колечко». В быстром темпе большим пальцем поочередно дотронуться до подушечек других пальцев. Сделать движение в обратную сторону.
- Поднимание пальца. Расположить ладони на твердой поверхности. По очереди, не спеша, поднимать каждый палец вверх, оставляя ладонь на поверхности.
- Сжимать и разжимать ладонь в кулак.
- «Ванна» из крупы или камешков. Насыпать в глубокую миску крупу или камушки. Погрузить ладони в «ванну» и перебирать пальцами содержимое.
- «Паучок». Положить ладони на стол, растопырив пальцы. Не отрывая ладони, собрать пальцы в кулак, затем резко выпрямить. С помощью этих движений необходимо переместить ладони на край стола.
Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»
Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, необходимо делать с раннего возраста ребёнка. Малыш самостоятельно не сможет правильно брать ложку, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, рисовать и писать карандашами. Этому нужно учить! Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, представлены в виде игр. Расскажем упражнения, которые выполняются с помощью различных пособий.
1. Сделайте «дорожки» из ниток, у вас получатся мягкие дорожки, из фольги — шершавые дорожки, из бумаги — гладкие дорожки. Их можно использовать для массажа рук ребёнка или для игр с пальчиками, сопровождаемые стихотворным текстом.
Например: «Человек по дорожке мягкой (гладкой или шершавой) идет, громко песенки поет. На ноге стоит, в сторону глядит». Во время проговаривания текста пальцы «шагают» по дорожке. Делайте упражнение каждой рукой ребёнка по очереди, а потом двумя руками одновременно.
2. Возьмите шершавые перчатки, мочалки, губки, щетки. Они продаются в аптеках и хозяйственных магазинах. Делайте ими массаж рук ребёнка для улучшения кровообращения и нормализации мышечного тонуса.
3. Заготовьте еловые или сосновые шишки. Их можно сжимать и перекатывать в руках, перекидывать из руки в руку, делать массаж рук.
4. Подготовьте резиновые мячи: маленькие, средние, большие. Мячи могут быть гладким, а могут быть с шипами различного размера и разного диаметра. Цвета мячей лучше выбрать разные: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые и другие. В речевых играх с помощью мяча ребёнок дает правильный ответ. В играх с мячом отлично развивается ловкость.
5. В этом упражнении вам понадобятся емкости для сухого бассейна. Насыпьте в них горох, фасоль или любую крупу: гречиху, рис, перловку. Можно вместе с ребёнком перебирать материал, пересыпать из одной руки в другую, ложкой перекладывать в другую емкость. В сухой бассейн спрячьте мелкие игрушки и ищите их. С помощью таких игр замечательно развиваются тактильные ощущения.
6. Пробки от пластиковых бутылок — прекрасный материал для творческих поделок с ребёнком. Из пробок можно сделать мозаику или проделать в них дырку и нанизывать на нить.
7. Устраивайте с ребёнком соревнования: кто сможет больше пробок удержать в руке, тот и победитель.
8. Увлекательная игра «Ходунки». Перед ребёнком выставляется шахматная доска. Малыш указательный и средний пальцы рук ставит в основание пробок и передвигает пробки по шахматной доске под ритм стихотворения: «По доске я шагаю, весело и дружно пальчиками передвигаю». Второй вариант этой игры: все пальцы ребёнка поставьте в пробки, и пусть малыш поочередно переставляет каждый палец.
9. В каждом доме имеются пуговицы. Пуговицы нужно разложить по размеру, форме и цвету. Нарисуйте машинку или цветок, и пусть ребёнок выкладывает пуговицами контур картинки. Таким образом, малыш будет тренировать правильный захват предмета тремя пальцами, который необходим для письма. В ходе игры закрепляйте названия цветов пуговиц. Учите ребёнка пришивать пуговицы. Очень полезно, если малыш будет проговаривать каждое свое движение.
10. Природные материалы: засушенные листья и цветы, прутики, желуди, шишки используйте для аппликаций.
11. Бусинки можно собрать в отдельную коробочку или разложить по цветам. Нанизывание бусин на веревку — прекрасное занятие для развития тонких движений пальцев рук.
Девочкам очень понравится заниматься с бусинками, ведь помимо развития мелкой моторики в данной игре можно развивать эстетическое восприятие. В настоящее время в магазинах большой выбор бусин: больших и маленьких, прозрачных, цветных и блестящих. Сделайте украшения для мамы и бабушки, порадуйте папу поделкой из бусин, украшайте бусинами карандаши и ручки.
12. Трафареты из картона для вышивания, с проколотыми дырочками, с пластмассовой иглой — прекрасное пособие для развития точных движений пальцев рук. Детям старшего возраста можно купить готовые наборы с контурным рисунком.
13. Мозаика должна быть у каждого ребёнка. С малышами можно выкладывать узоры, фигуры, небольшие сюжеты. С детьми старшего возраста мозаика подходит как пособие для закрепления образа букв, цифр.
14. Ведерки, домики, доски с вырезами станут прекрасным пособием для развития мелкой моторики детей раннего возраста, также развивается зрительное восприятие.
15. Трафареты для развития графических навыков пользуются спросом у детей в подготовительных группах детского сада или в школе. Детям младшего возраста можно предложить трафареты с контурами фруктов, ягод, овощей, транспорта, животных. Ребёнок должен обвести очертание предмета и его назвать. Данным упражнение дополнительно обогащается и расширяется словарь ребёнка.
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.
Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.
Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.
Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.
После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Как еще помочь ребенку развить моторику
Кроме упражнений существуют различные способы развития моторики у детей, которые сделают ежедневные занятия интересными и веселыми.
Игры
Игровые занятия идеально подойдут детям до 3 лет. Подобные игры помогают развить не только мелкую моторику и координацию движений, но и речь малыша. В программу занятий для детей от 0 до 2 лет можно включить классические игровые упражнения, по типу «Ладушки», «Сорока-белобока». В 2-3 года можно ввести в комплекс усложненные игры. Далее следует отдать предпочтение интеллектуальным играм: пальчиковый лабиринт, домино, аппликации, оригами и вырезание различных фигурок.
Игрушки
Сегодня можно встретить большое разнообразие игрушек для развития мелкой моторики. Варианты для полезного досуга:
- Бизиборд — деревянная доска, на которой закреплены различные элементы;
- Книжки-игрушки — книга с различными практическими заданиями;
- Сортеры — игрушки, предлагающие ребенку рассортировать персонажей, животных или детали;
- Гриб-винт и другие винтовые конструкции;
- Развивающие коврики;
- Пальчиковые раскраски;
- Конструкторы, пазлы, мозаики.
К слову, для развития мелкой моторики подойдут различные игрушки, которые ребенок будет с интересом ощупывать, осматривать и познавать.
Лепка
Самый известный, простой и бюджетный вариант для развития мелкой моторики — лепка или рисование из пластилина. Отличной альтернативой пластилину может стать полимерная глина, кинетический песок или специальные массы для моделирования. Занятия лепкой нужно вводить с 3 лет и в целях безопасности проводить их в сопровождении взрослых.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Развивающие игры для мелкой моторики
Некоторые достаточно простые занятия помогают развивать координацию движений, мелкую моторику в игровой форме. Их можно постепенно вводить в повседневную деятельность у детей раннего возраста. Первое время нужна будет помощь родителей, затем малыши могут уже справляться сами.
Эти игры и занятия учитывают возрастные особенности развития мелкой моторики у детей 2-3 или 3-4 лет.
Развитие мелкой моторики рук у детей с помощью пластилина
Разнообразные игры со старыми добрыми и любимыми материалами, такими как пластилин, — отличный способ, которым мы развиваем мелкую моторику.
Кроме того, он развивает у детей желание экспериментировать, стимулирует формирование творческих способностей и фантазию. Чтобы сделать занятия еще более интересными, вы можете сначала приготовить домашний пластилин или мастику вместе с ребенком, прежде чем он будет с ним играть.
Головоломки для детей раннего возраста
Для помощи в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет решайте вместе простые головоломки. Подбирая и перемещая кусочки пазла на место, вы развиваете пальцевой захват. Помогать малышам решать головоломки иногда может быть сложно, они могут быть нетерпеливыми и легко сдаются, теряют кусочки или кладут их в рот. Но если вы будете придерживаться последовательных действий, награда того стоит. По мере возможности вовлекайте ребенка и поощряйте его разгадывать сначала простые головоломки, а затем постепенно усложняйте их. Это улучшит их зрительные навыки, координацию, помогает развитию речи ребенка через мелкую моторику. А улыбка и чувство удовлетворения, которые ваш ребенок получит от решения головоломки, доставит огромное удовольствие родителям.
Рисование, раскраска и роспись
Поощряйте ребенка 3-4 лет рисовать и раскрашивать. Это помогает не только их мелкой моторике, но также развивает творческие способности и воображению. Попробуйте разные виды рисования и разные среды, такие как:
- мелки,
- мел,
- пальчиковые краски,
- кисть или уголь,
чтобы вызвать у них интерес и укрепить зрительно-моторную координацию. Рисование помогает детям научиться держать кисть и лучше управлять вещами в руках, включая карандаши и другие предметы, поможет развитию речи ребенка через мелкую моторику. Рисунок по номерам может быть отличной формой рисования кистью для детей постарше.
Использование кухонных щипцов или пинцета
Еще один вариант – придумать игру для детей с помощью пары маленьких кухонных щипцов или пинцета. Ими можно собрать в миску какие-нибудь мелкие предметы вроде шариков, винограда, макарон и пуговиц, монет.
Резка ножницами
Использование ножниц — отличный способ развивать мелкую моторику пальцев, а также улучшить зрительно-моторную координацию и концентрацию. Вы можете рисовать фигуры, чтобы ваш ребенок мог их вырезать. Сделайте снежинки из бумаги, вырезайте различные формы – от простых до сложных. Убедитесь, что вы используете ножницы, соответствующие возрасту.
Игра во время приема ванны
Еще один вариант как развить моторику рук – игры во время купания. Используйте чашки, стаканчики для наполнения и выливания воды, губки или скрипучие резиновые игрушки для сжатия. Можно использовать игрушки на присосках, которые можно крепить к кафельной плитке или краям ванны.
Игра с песком
С песком можно придумать массу развивающих игр для мелкой моторики. Использование чашек, формочек, баночек для наполнения, разлива и изготовления песочных фигурок — это фантастическое развлечение, оно также способствует развитию сенсорных способностей.
Зачерпните песок и выкопайте его ложками. Используйте формочки. Рисуйте картинки и стройте башни. Если вы дома, кинетический песок — отличная альтернатива уличным развлечениям.
LEGO и другие строительные блоки и кубики
Составляйте, соединяйте и стройте вещи вместе с блоками и LEGO – это отличный способ развивать мелкую моторику пальцев. Постройки из крупного конструктора поощряют мелкие толкающие и тянущие движения. LEGO также отлично подходит для развития творческих способностей.
Конструирование с помощью LEGO — это эффективный способ работать и развивать мелкую моторику вашего ребенка. Когда дети будут строить и даже собирать детали LEGO, они будут укреплять мышцы рук и улучшать координацию, это поможет им улучшить другие навыки, например, научиться держать карандаш и научиться писать. Другие навыки, которым дети могут научиться, играя с LEGO, включают настойчивость, чувство выполненного долга и улучшенная способность решать головоломки.
Игры с помощью пипетки
Вода и красители — отличное раннее развитие мелкой моторики у детей. Налейте воды в несколько стаканов, добавьте несколько капель пищевого красителя в каждый стакан, чтобы была вода разного цвета. Возьмите пару пустых мисок и стаканов, а дети могут использовать пипетку, чтобы поэкспериментировать со смешиванием воды разного цвета.
Как ребёнок, играя с пальчиками, развивает речь?
Ребёнок в дошкольном возрасте видит, слушает, чувствует и так познает мир. Ребёнок стремится все потрогать руками, внимательно рассмотреть, попробовать на вкус. Ребёнок не будет сидеть на месте, и если ему вещь понравилась, он всеми силами станет добиваться того, чтобы взять нужный ему предмет в руки. Пальчики маленького непоседы так и тянутся ко всему красочному и неизведанному.
Родителям порой непросто успеть за своим ребёнком. Малыш с каждым днем открывает для себя новое и удивительное, а главное ребёнок должен все ощутить руками.
Каким образом развивается речь, когда ребёнок занимается упражнениями и играми с пальчиками?
- Рука ребёнка является помощником в развитии речи, так как на кончиках пальцев есть чувствительные точки, которые передают сигнал в зоны речи в головном мозге.
- Совместная игра ребёнка и взрослого с пальчиками учат малыша подражать взрослому, внимательно слушать и понимать речь.
- Упражнения, которые сопровождаются речью, тренируют произношение звуков. Речь становится яркой, ритмичной и выразительной.
- Во время упражнений ребёнок должен запомнить движения, определенные положения пальцев рук, тем самым развивается память и внимание малыша. Ребёнок может с помощью рук рассказывать стихи, сказки, истории.
- https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
- https://rsport.ria.ru/20220822/motorika-1811331047.html
- https://MedAboutMe.ru/articles/20_luchshikh_uprazhneniy_i_igr_dlya_razvitiya_palchikov_rebenka/
- https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html
- https://www.Huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/razvitiye-melkoy-i-krupnoy-motoriki-u-rebenka
- https://azbyka.ru/deti/pervije-shagi-razvivaem-melkuyu-motoriku-u-malyshej-irina-ermakova
- https://kcsonsg.mszn27.ru/node/67299